На автомобильном рынке приходится сталкиваться с распространенным мнением, что приобретение нового автомобиля у серого дилера однозначно рискованное мероприятие, а в салоне официального дилера - нет. Безусловно, что рисков при покупке у официалов значительно меньше, т.к. их деятельность во многом регламентирована представительством марок в России, ими же контролируется и наказанием за нарушение правил может быть даже расторжение дилерского контракта. Однако в любом, даже самом именитом и старом автосалоне официального дилера работают обычные люди, которые руководствуются теми же пожеланиями, что и большинство обычных людей - побольше заработать и при этом нести поменьше ответственности за свою деятельность и ошибки. В этой статье хотелось бы отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются покупатели новых иномарок у официальных дилеров.
Самая распространенная ситуация, с которой сталкивается ничего не подозревающий покупатель, это приобретение нового, но восстановленного после получения повреждений автомобиля. При перевозке, разгрузке с автовозов или перемещениях на стоянках повреждения машин возникают очень часто. Известен случай, когда продавалась Suzuki Grand Vitara с полностью замененной передней частью - крылья, бампер, радиатор, подвеска. Конечно же, покупателю о печальном прошлом его нового автомобиля никогда не сообщается.
Есть ряд очень известных и успешных автосалонов, которые сообщают по телефону некорректную информацию (наличие, цены, комплектации, кредитные или иные условия приобретения) пытаясь заманить в шоурум клиента любой ценой. Непосредственно в салоне клиента уже никто не обманывает, но в результате грамотной психологической обработки его подводят к покупке того, что имеется в продаже в настоящий момент или ожидается в ближайшее время, а вовсе не того автомобиля о котором шла речь во время телефонного общения и который изначально хотел приобрести клиент.
Несмотря на то, что цена у всех официальных дилеров должна быть одинаковой, некоторым покупателям приходилось неоднократно сталкиваться с тем, что цена у официальных дилеров не всегда одинакова. Во-первых, дилеры, у которых финансовое положение не очень стабильное могут опустить цену ниже рекомендованной представительством для решения каких-либо внутренних задач, во-вторых, представительства заводов не столь жестко это контролируют как раньше, давая дилерам возможность выжить. Бывает, что дилеры завышают цену. Например, Toyota Land Cruiser 200 2008 года выпуска стоила 2 427 000 руб., а 2009 года 2 780 000. Есть определенные цвета и комплектации последних машин 2008 года, на которые дилеры поднимают цену, и продают их уже за 2 650 000 руб. Или другой пример: еще до начала кризиса, в период массовых очередей, один из московских дилеров Mazda реализовывал Mazda 3 на 500 у.е. дороже прайсовой, единой по всей стране цены, аргументируя это тем, что автомобиль выкупался у субдилера в регионе и имеются затраты по ее доставке в Москву, т.е. якобы дополнительные средства берутся за проведенную работу, на деле же ничего подобного не было. В этом легко убедиться по отметкам в ПТС, где записываются все лица владевшие данным автомобилем.
К сожалению, в период изменения цен даже официальные дилеры не придерживаются прописанных в договорах цен. Сделав предоплату и прождав какой-то период, не очень приятно оплачивать авто по новой, как правило, более высокой цене. Особенно это неприятно, когда заказ осуществлялся в период акции и найти автомобиль со скидкой в другом салоне уже невозможно.
Известна ситуация, когда дилер INFINITI в Договоре прописывал на автомобили со сроком поставки 1-2 месяца не предоплату, а задаток, тем самым, повышая ответственность каждой из сторон в случае невыполнения оговоренных условий. И сам же отказывал в поставке одной из заказанных машин, мотивируя мировым кризисом и не компенсируя положенной неустойки. При этом можно быть уверенным, что любой клиент, отказавшийся выкупить автомобиль, задаток бы потерял. Письма в представительство ни к чему не привели, судиться же по причине отсутствия желания и времени никто не стал.
В связи с вышеупомянутым кризисом все чаще стала появляться информация о проблемах с получением предоплаченных машин или возвратом предоплаты. Люди по нескольку месяцев ждут получения «живого» автомобиля, пока дилер решает свои финансовые проблемы. В лучшем случае, автосалон честно об этом предупреждает, как например дилер Cadillac в Екатеринбурге: «авто можно посмотреть, но забрать по привлекательной цене можно только спустя два месяца после оплаты». Многие наверно сталкивались с тем, что дилер выкупает ПТС на деньги клиента, и хорошо, если интервал между оплатой и получением авто соответствует договоренностям. Часты случаи и откровенного несоблюдения сроков поставки, когда автомобиль выдается более нужным клиентам.
Очень важно заказывая автомобиль и фиксируя в договоре код цвета убедиться в соответствии ожиданий и реального цвета кузова на стенде или конкретном автомобиле. Часто оттенок по каталогу не соответствует действительности. То же самое нужно иметь ввиду при получении автомобиля. Не всегда заявленный список опций есть в машине. Особенно это касается немецких авто, где нет стандартных комплектаций и выбор оснащения очень велик. К сожалению, встречаются случаи откровенного разукомплектовывания автомобиля. Бывает, что вместо двух аккумуляторов стоит один, из двери вынута одна колонка, и даже известен случай отсутствия сигнального устройства.
До кризиса, когда очереди были по нескольку месяцев, а то и лет, существовала распространенная практика продажи очередей, в которых участвовали сами сотрудники салонов. Машина, которая идет непосредственно под конкретного покупателя отдается другому клиенту, который заплатил сверх дилерской цены. Очень налажен был такой «бизнес» среди продавцов японских марок Toyota, Nissan, Honda, Lexus. Переплата за возможность обладания Тойота Ленд Круизер 200 черного цвета с турбодизельным двигателем в 2008 году составляла до 800 000 рублей. И сейчас не редкость, когда на ходовые позиции устанавливается дополнительное оборудование, без которого приобрести машину невозможно. Мало того, что оно стоит у дилера неоправданно дорого, так и некоторые из них дают гарантию на него до полугода, тогда как у независимых, профессиональных установщиков от года и более.
Стоит отметить так же про откровенное манипулирование информацией менеджерами салонов в своих интересах. Например, про потерю гарантии в случае приобретения в сером, неофициальном салоне. Хотя тот же автомобиль приобретался несколько ранее в том же дилерском центре. Или угрожают лишением гарантии при постановке дополнительного оборудования не у них. Хотя это далеко не так. Самое обычное дело это яркая демонстрация достоинств своего автомобиля и недостатки другого, конкурирующего. Оговоримся, что речь идет о недобросовестном, неточном информировании, ведь плюсы и минусы есть у каждого, даже очень дорогого автомобиля.
Завершая, призываем всех покупателей быть внимательными, не лениться внимательно читать договора, задавать вопросы вплоть до полного прояснения ситуации и условий сделки, оплачивать полностью автомобиль и доп. оборудование только после его тщательного осмотра и, конечно же, не бояться отстаивать свои интересы всем доступными законными способами.
x